Противодействие экстремизму и терроризму

 

Добро и зло – эти вечные незыблемые понятия идут нога в ногу в современном мире. Мир, доброта, мама, семья, школа, родина – ни у кого не возникнет сомнений в том, что все это можно назвать одним словом «добро». Но существует на планете чума, носящая название «терроризм». Если несколько десятков лет назад многие и не догадывались о сути и значении этого ужасного явления, то сегодня о нем необходимо не только знать, но и быть наготове, чтобы не оказаться заложником ситуации. Вот почему учителя на классных часах вынуждены знакомить детей с правилами антитеррористической безопасности в школе.

Основные принципы

Трудно объяснить ученикам младших и средних классов, что такое терроризм. Как можно рассказать ребенку, что взрослые люди способны из-за своих политических, религиозных, экономических игр подвергать опасности жизни многих других людей, которые зачастую выступают, как бы это жестоко ни звучало, разменной монетой? Особенно, если речь идет о ни в чем неповинных детях, как это было с двумя сотнями учеников Бесланской школы в 2004 году, погибших от пуль террористов.

Но таковы суровые реалии нашей жизни. Мероприятия по антитеррористической безопасности, включающие беседы, ситуационные игры, наглядно объясняющие школьникам, как вести себя в случае террористической угрозы, – это необходимость. Дети должны уметь систематизировать знания, анализировать информацию, принимать решения о том, как вести себя в экстренной ситуации, оказавшись в заложниках, оказывать себе и окружающим элементарную медицинскую помощь.

 

 

ВАЖНО ЗНАТЬ

Любой предмет, найденный на улице или в подъезде, может представлять опасность. Не предпринимайте самостоятельно никаких действий с находками или подозрительными предметами, которые могут оказаться взрывными устройствами – это может привести к их взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям.

При обнаружении взрывоопасного предмета или предмета, похожего на него необходимо:

1. немедленно сообщить об опасной находке взрослым и в правоохранительные органы по телефону «112»;

2. запомнить место и время обнаружения;

3. постараться сделать все возможное, чтобы люди отошли как можно дальше от находки.

КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ

- прикасаться, трогать или перемещать подозрительный предмет и другие предметы, находящиеся с ними в контакте с места на место;

- наносить удары (ударять по корпусу, а также один боеприпас о дру­гой);

- закапывать в землю или бросать в водоём;

- пользоваться электро-, радиоаппаратурой, телефонами и другими гаджетами вблизи обнаруженного предмета;

- предпринимать попытки к разборке найденного подозрительного предмета;

- бросать в костёр или разводить огонь вблизи него.

П А М Я Т К А

Если Вы оказались в заложниках

Любой человек по стечению обстоятельств может оказаться заложником. При этом преступники могут добиваться достижения политических целей, получения выкупа и т.п. Во всех случаях именно человеческая жизнь становится предметом торга для террористов.

Если Вы оказались в заложниках, рекомендуется придерживаться следующих правил поведения:

· не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам;

· терпеть лишения, оскорбления и унижения, не смотреть в глаза преступникам, не вести себя вызывающе;

· при необходимости выполнять требования преступников, не противоречить им, не рисковать жизнью окружающих и своей собственной, стараться не допускать истерик и паники;

· на совершение любых действий (сесть, встать, попить, сходить в туалет) спрашивать разрешения;

· если получено ранение, постараться не двигаться, этим сократится потеря крови.

Необходимо быть внимательным, постараться запомнить приметы преступников, отличительные черты их лиц, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи и манеры поведения, тематику разговоров и т.д.

Во время проведения спецслужбами операции по освобождению заложников необходимо соблюдать следующие требования:

· лежать на полу лицом вниз, голову закрыть руками и не двигаться;

· ни в коем случае не нужно бежать навстречу сотрудникам спецслужб или от них;

· если есть возможность, необходимо держаться подальше от проемов дверей и окон.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

ПО ДЕЙСТВИЯМ ПРИ УГРОЗЕ СОВЕРШЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА

Цель данных рекомендаций - помочь родителям воспитанников правильно ориентироваться и действовать в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, а также обеспечить создание условий, способствующих расследованию преступлений.

Любой человек должен точно представлять свое поведение и действия в экстремальных ситуациях, психологически быть готовым к самозащите.

ОБНАРУЖЕНИЕ ПОДОЗРИТЕЛЬНОГО ПРЕДМЕТА, КОТОРЫЙ МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ ВЗРЫВНЫМ УСТРОЙСТВОМ

Если вы обнаружили неизвестный предмет в детском саду, немедленно сообщите о находке воспитателям или дежурному администратору (охраннику).

* не трогайте, не передвигайте, не вскрывайте обнаруженный предмет;

* зафиксируйте время обнаружения предмета;

* постарайтесь сделать все возможное, чтобы люди отошли как можно дальше от находки;

* обязательно дождитесь прибытия оперативно-следственной группы органов внутренних дел (помните, что вы являетесь очень важным очевидцем);

Помните: внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются самые обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, коробки, игрушки (красивые авторучки, детские машинки и т.п.).

Родители! Вы отвечаете за жизнь и здоровье ваших детей.

Разъясните детям, что любой предмет, найденный на улице или в подъезде, может представлять опасность. Не предпринимайте самостоятельно никаких действий с находками или подозрительными предметами, которые могут оказаться взрывными устройствами - это может привести к их взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям.

 

ПЕРСОНАЛУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ
ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ

• Будьте наблюдательны! Только вы можете своевременно обнаружить посторонние предметы и незнакомых людей, в помещениях и на территории образовательного учреждения.

• Будьте внимательны! Только вы можете распознать неадекватные действия посетителя в помещении или на территории образовательного учреждения.

• Будьте бдительны! Каждый раз, придя на своё рабочее место, проверяйте отсутствие посторонних предметов.

• Потренируйтесь: кому и как вы можете быстро и незаметно передать тревожную информацию.

• Соблюдайте производственную дисциплину!

Обеспечьте надёжные запоры постоянно закрытых дверей помещений.

• Не будьте равнодушны к поведению посетителей! Среди них может оказаться злоумышленник.

• Заблаговременно представьте себе возможные действия преступника вблизи вашего рабочего места и свои ответные действия.

• Помните, что злоумышленники могут действовать сообща, а также иметь одну или несколько групп для ведения отвлекающих действий. Постороннее, неизвестное лицо, проникшее в помещение или на территорию детского сада, способно на любые противоправные, неадекватные действия.

• Получив сведения о готовящемся теракте, сообщите об этом заведующему ДОУ и в правоохранительные органы по тел. "112".

• Оставайтесь на рабочем месте. Будьте хладнокровны. Действуйте по команде.

П А М Я Т К А

при поступлении угрозы по телефону

В настоящее время телефон является основным каналом поступления сообщений, содержащих информацию о заложенных взрывных устройствах, о захвате людей в заложники, вымогательстве и шантаже. Как правило, фактор внезапности, возникающее паническое, а порой и шоковое состояние, да и сама полученная информация приводят к тому, что человек оказывается не в состоянии правильно отреагировать на звонок, оценить реальность угрозы и получить максимум сведений из разговора.

Если на чей-то телефон уже ранее поступали звонки с угрозой террористической акции или есть основания считать, что они могут поступить, в обязательном порядке необходимо установить на телефон автоматический определитель номера (АОН) и звукозаписывающее устройство.

При наличии АОНа необходимо сразу записать определившийся номер телефона в тетрадь, что позволит избежать его случайной утраты. При наличии звукозаписывающей аппаратуры сразу же извлечь кассету (минидиск) с записью разговора и принять меры к ее сохранности. Обязательно установить на ее место другую кассету. Необходимо помнить, что без номера звонившего и фонограммы разговора у правоохранительных органов будет крайне мало материала для работы и отсутствует доказательная база для использования в суде.

При отсутствии звукозаписывающей аппаратуры и АОНа значительную помощь правоохранительным органам для предотвращения совершения преступлений и розыска преступников окажут следующие действия:

- постараться дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге;

- по ходу разговора отметить пол и возраст звонившего, особенности речи (голос - громкий или тихий, низкий или высокий; темп речи - быстрый или медленный; произношение - отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое, с акцентом или диалектом; манера речи - развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями);

- обязательно необходимо отметить звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, звук теле- или радиоаппаратуры, голоса;

- необходимо отметить характер звонка – городской или междугородный;

- обязательно зафиксировать точное время начала разговора и его продолжительность;

В ходе разговора необходимо получить ответы на следующие вопросы:

1) куда, кому, по какому телефону звонит этот человек;

2) какие конкретные требования он (она) выдвигает;

3) выдвигает требования он (она) лично, выступает в роли посредника или представляет какую-то группу лиц;

4) на каких условиях он (она) или они согласны отказаться от задуманного;

5) как и когда с ним (с ней) можно связаться.

 

П А М Я Т К А

руководителю образовательного учреждения по мерам антитеррористической безопасности

В целях реализации неотложных мер по усилению общественной безопасности, защиты детей от терроризма, обеспечению надежной охраны руководителю образовательного учреждения необходимо:

- развернуть среди учащихся,  и преподавательского состава разъяснительную работу, направленную на повышение организованности и бдительности, готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях, укрепление взаимодействия с правоохранительными органами;

- не допускать в образовательное учреждение посторонних лиц;

- усилить охрану образовательного учреждения (при отсутствии постоянной охраны, организовать дежурство преподавательского и обслуживающего персонала);

- не допускать к проведению ремонтных работ рабочих, не имеющих постоянной или временной регистрации в данном регионе;

- ежедневно проводить проверку подвалов, чердаков и держать их закрытыми на замок;

- регулярно проверять состояние оконных решеток и ограждения территории;

- с началом занятий и по их окончанию входные двери держать в закрытом состоянии;

- не допускать стоянку автотранспорта на территории образовательного учреждения;

- обеспечивать своевременный вывоз твердых бытовых отходов;

- контролировать освещенность территории образовательного учреждения в темное время суток;

- проверять наличие и исправность средств пожаротушения и их готовность к использованию, проводить тренировки внештатных пожарных расчетов;

- иметь в образовательном учреждении план действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- постоянно уточнять схему оповещения сотрудников образовательного учреждения;

- знать телефоны: отдела внутренних дел, противопожарной службы, «скорой помощи», службы спасения и аварийной бригады;

- обо всех чрезвычайных происшествиях немедленно сообщать в органы правопорядка и управление образования (Комитет образования).

При обнаружении взрывчатых веществ (устройств), а также радиоактивных, химических и других предметов, представляющих опасность для детей:

а) немедленно сообщить дежурному органа внутренних дел (по телефону «02»; бесплатный звонок в милицию с мобильного телефона – «02» или «020» в зависимости от модели телефона);

б) организовать эвакуацию учащихся (детей) в безопасную зону;

в) принять меры к оцеплению опасной зоны, недопущению в нее людей;

г) по прибытии оперативной группы действовать в соответствии с ее указаниями.

 

Категорически запрещается осуществлять какие-либо действия с обнаруженным подозрительным предметом.

 

Федеральный закон "О противодействие экстремистской деятельности"

Федеральный закон "О противодействии экстремизму"

Памятка по противодействию экстремизму

Памятка родителям по профилактике экстремизма (Классный час "Экстремизму и терроризму - нет!")